тел.:
        +7 916-739-08-39
понедельник-пятница с 10.00-20.00
            Доставка во все пункты выдачи СДЭК

История и техника гравюры

Гравюра представляет собой искусство графики, которое включает разнообразные способы обработки досок и получения с нее оттисков. Необычайная красота подобных изделий привлекает внимание, а разнообразное техническое исполнение поражает многогранностью.

На протяжении всей истории гравюры сформировались несколько ее видов. Это и выпуклая, углубленная, плоская, а также цветная гравюра.

История и техника выпуклой гравюры

Один из видов гравюры – ксилография или выпуклая гравюра известна с древних времен. Восточные страны могут похвастаться самым ранним оттиском на бумаге. 868 год – вот дата его изготовления. А в Европе выпуклая гравюра появляется только в начале XV века. 1418 годом датирована первая найденная на западе ксилография.

Гравюра. История и техника создания гравюры

Почти до XIX века выпуклая гравюра была обрезной или, как еще ее называют, продольной. Для этого бралась плоская доска продольного распила, предварительно отполированная.

Потом ее загрунтовывали, и только затем на нее наносился рисунок. Поле этого нанесенные линии отрезались острыми предметами, а затем дерево удалялось специальным долотом. При этом углубления были не более 5 мм.

Краска накладывалась на ту часть доски, где она оказывалась выпуклой. Потом на нее клали бумажный лист, равномерно придавливая. Именно таким путем изображение с деревянной доски оказывалось на бумаге. При изготовлении обрезной гравюры получается совокупность линий черного цвета и контрастных пятен. Именно такое сочетание с белой бумагой придает гравюре особую декоративность.

В конце XVIII века в Англии Томас Бьюик предложил новый способ изготовления выпуклой гравюры.

Гравюра. История и техника создания гравюры

Появилась поперечная или торцовая ксилография. При этом доска могла выпиливаться не вдоль, а поперек ствола. В отличие от обрезной, для торцовой гравюры используют более твердые породы деревьев, такие как бук и пальма.

Потом доску режут особым резцом под названием штихель. Именно его след и дает в оттиске белую линию. Теперь появились варианты тонов. Такая ксилография стала давать большое количество оттисков хорошего качества.

В XIX веке в ксилографии стали использоваться не только рисунки, но и целые произведения. Это делалось при помощи параллельных, а иногда и однотипных штрихов, передавался тон картины, а также изображались свет и тень. Гравюра, основанная на подборке тонов, не стала отдельным видом искусства. Она носила скорее ремесленный характер, могла использоваться как метод репродукции.

Историческое развитие углубленной гравюры

Кроме выпуклой гравюры, еще существует и углубленная техника создания подобных шедевров удивительного искусства. Для этого берется металлическая пластина. Как правило, это либо медь, либо цинк, либо железо или латунь. Потом на нее наносятся углубления в виде рисунка с помощью линий и точек. Краска вбивается в такие углубления, потом доску покрывают влажной бумагой. После указанных действий данная заготовка прокатывается под давлением между валиками станка для печати.

Углубленная гравюра имеет свои разновидности. Резцовая техника появилась еще в начале XV века. 1446 годом датирована первая найденная гравюра, исполненная в такой технике.

Гравюра. История и техника создания гравюры

В те времена рисунок врезался в металлическую доску резцом из стали. При этом он имел квадратное сечение и ромбовидный срез. Такая техника позволяет использовать только чистые линии.

Для такого вида технологии создания гравюры характерно применение усилия с тем, чтобы в конечном итоге получить точную, законченную форму изображения.

Эпоха Возрождения ознаменовалась появлением шедевров данного вида искусства. Стали известны мастера гравюры, а именно А.Дюрер, А.Мантенья и другие.

Еще один вид углубленной гравюры – это офорт. Такая техника появилась на свет в начале шестнадцатого столетия. Первая гравюра – офорт датирована 1513 годом. Металл покрывался специальным лаком, а рисунок процарапывался иглой на лаке. Затем доску опускали в кислоту, вследствие чего на металле проявлялся рисунок.

Еще известна и пунктирная техника создания углубленной гравюры. XVIII век ознаменовался появлением нового способа создания шедевра такого искусства. Рисунок состоял из сгущенных, а также разреженных точек. Потом изображение наносилось на металлическую доску, которая предварительно была покрыта лаком, с помощью специальных игл и рулеток. Затем доску протравливали. Таким путем рождалась пунктирная гравюра.

Кроме указных выше техник, во Франции появилась гравюра, изготовленная для воспроизведения тонового рисунка с помощью туши. Назвалась такая технология акватинта. Позже стали применять сильную кислоту, что послужило появлению нового способа создания гравюры – лавис. Также в XVII веке еще и в черной манере стали изготавливать углубленную гравюру. 

Плоская гравюра и ее развитие на протяжении времен

Гравюра. История и техника создания гравюры

Разнообразие техники гравюры дополнилось еще одним видом. Плоская гравюра получила название литографии. Она появилась в Германии еще в 1796 году. Изобретателем литографии по праву считают А.Зенфельдера. Оказывается, некоторые породы известняка не оставляют на своей поверхности краску, если протравить их слабой кислотой. Именно такая способность камня была взята за основу изготовления литографии

Сначала все начиналось с того, что пластина из указного выше материала сглаживалась, потом полировалась. Затем при помощи специального карандаша или кисти на поверхность этой пластины наносился рисунок литографской тушью.

Смесь гуммиарабика и кислоты является той средой, в которой протравливали каменную поверхность с рисунком. После такого процесса места, на которых нанесено изображение, легко принимали краску для печати. Чистые поверхности попросту ее отталкивают. Краску наносили на доску, а потом печатали на бумаге с помощью станка.

Особенность литографии заключается в легкости нанесения рисунка на камень. Однако мастерство человека, который занимается изготовлением плоской гравюры неоспоримо. Ведь только мастер своего дела может создать подвижную линию, способен равномерно свести тон. И в результате таких действий появляется шедевр литографии.

Рождение цветной гравюры

Как и все предыдущие способы изготовления гравюры, цветная имеет свою историю и технологию. Она может изготавливаться двумя способами. В одном случае на доску накладывают разноцветную краску, после чего доска печатается. Каждый оттиск не похож друг на друга. А вот при другом способе для каждого цвета используется отдельная доска, которая проходит обработку в нужных местах. После того, как на все доски нанесены все цвета, они печатаются друг за другом на бумаге.

Разновидностей цветной гравюры достаточно много. И одна из них – это кьяроскуро, которая получила свое развитие в XVI веке. Ксилография является основой производства таких гравюр.

Гравюра. История и техника создания гравюры

Для указанной техники было характерно нанесение красок на отдельные доски. Кроме того, даже рисунки делились на части, которые и наносились на отдельную поверхность. Мастером-первопроходцем в такой технике можно считать Уго ди Карпи, который проживал в то время в Италии. Он печатал свои шедевры с трех досок, используя при этом разные цвета.

Уже в XVII веке цветная гравюра появляется на Дальнем Востоке. Япония стала именно той страной, где подобное искусство получило свое развитие. Признанными мастерами стали Харунобу, Хокусай, Сяраку и другие. Японская гравюра оказало непосредственное воздействие и на искусство западных мастеров. Граверы всего мира признали творчество японских профессионалов в области создания цветной гравюры.

 

К другим статьям

Комментарии

Нет комментариев.

Для того, чтобы добавлять комментарии, необходимо зарегистрироваться

: 0 / 0 руб
Яндекс.Метрика Auto Web Pinger fbnp.ru - ФБНП РФ