Литография
Возникновение литографии
Литография (от др.-греч. λίθος — камень и γράφω — пишу, рисую) была создана в 1796 году
Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.
Печать изображения
Литографский камень закрепляется в литографском станке. Исходное изображение смывается. Взамен валиком на увлажненный
камень наносится печатная краска на основе олифы, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности
соответствующим рисунку. Бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской
литографскому камню или пластине (прокатывается или«протаскивается»; во втором случае, исторически — первом,
изображение перетискивается с камня набумагу, благодаря заданному давлению, оказываемому на печатную плоскость
т. н. ребером через скользящие под ним папки). Таким образом, на оттиске рисунок получается покрытым краской,
Различные техники подготовки изображения и печати
Для цветной литографии подготавливаются отдельные камни или пластины для основных цветов и черного цвета,
и печать производится на один лист последовательно. Есть и другие способы создания изображения, которые можно
комбинировать между собой. Как правило, художник выполняет только рисунок, а обработку камней и процесс печати
осуществляет мастер. Иногда сам художник выполняет всю цепочку производста литографии — от шлифования камня
смесью песка и воды до конечного этапа печати. В таком случае сама техника и полученный оттиск получают название
«авторская литография», или «автолитография». Литография имеет очень много разновидностей, например,
литохомия, литогравюра. Но теперь все литографические техники чаще всего имеют общее название — «литография». Сегодня, спустя двести лет, мало что изменилось в технике литографии. Разве что камень
практически повсеместно заменили алюминиевыми и стальными пластинами — по той причине, что природные
камни очень тяжелы.Автография (др.-греч. αὐτός — «сам» и γράφω — «пишу, рисую») — техника, в которой художник рисует не на самом камне, а на специальной переводной — автографской
бумаге (корнпапире), с которой рисунок механически переносится на камень. Преимущества автографии: художник
получает возможность рисовать обычным образом — не применяя зеркального изображения; литографии
становятся доступными любые зарисовки с натуры. По полноте технических средств автография уступает автолитографии.
Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати
Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности,
причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная
графика (эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска
тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским
произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.
К другим статьям